m0nk™ (monk) wrote,
m0nk™
monk

Category:

School rumble

Как верно подметила френдлента в лице russell_d_jonesРасселла, нынче — день учителя.
С преподавателями мне по жизни скорее везло, чем нет. В такой день не грех вспомнить самых ярких из них.

* * *

В сентябре далекого и богатого на исторические события 93-го года я отправился в первый класс, но по ошибке забрел не в тот кабинет.
Дети уже подарили цветы классному руководителю на линейке, а я все никак не решался — не иначе как жопой чувствовал ошибку.
Потом меня, конечно, нашла моя настоящая учительница: я с облегчением вручил ей букет срезанных на даче гладиолусов и отправился из класса «А» в кабинет с пометкой «Вэ».

Пресловутое «э» означало класс с эбанутой экспериментальной учебной программой, своим психологом, а поначалу — и альтернативной системой оценок.
Эксперимент продержался до конца 9-го класса, после чего нас объединили с нормальными (без всякого сарказма) ребятами и девчонками.
Но первыми тремя годами в школе и изрядной долей дерьма в характере я обязан Первой Учительнице.

Что именно она с нами делала, я осознал сильно позже — уже не в школе, а лет семь назад, когда всерьез увлекся психологией.
Поддерживая жесткую соревновательность и поощряя конфликты, она взращивала в нас независимость и амбициозность.
Сложно сказать, хорошо это или плохо, но факт — ей это удалось. Класс, в отличие от параллельных, так и не стал дружным, зато дал миру отличных маленьких волчат.

* * *

Психологом была чудесная женщина Е.В., мучившая нас Роршахом, Люшером и Маркертом, опросниками и отвлеченными сочинениями. На основании её тестов, а вернее, их результатов (весьма точных, кстати) адаптировалась программа обучения.

С третьего класса она начала вести Зарубежную Литературу, а с пятого — обычную и Русский Язык.
И это было, пожалуй, лучшее, что случалось с нашим классом.
У Е.В. была своя «методика постановки практической грамотности на основе психологических особенностей обучаемого», и эта методика работала!
Даже самые отъявленные двоечники из числа тех, кто в 11-м классе сидел на водке и колёсах, знали родной язык лучше сегодняшних отличников.

А какие чудесные вещи она давала нам в рамках спецкурса по литературе! «Божественную комедию», «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Старшую Эдду», и еще десятки великолепных книг.
Полгода мы потратили на изучение Библии как художественного произведения; посвятили кучу времени литературе Греции и Египта.
Биографиям поэтов Серебряного Века уделялось не меньше внимания, чем их стихам; и в рассказах Е.В. эти биографии представали не сухим ворохом фактов, а живыми историями.
К слову, стихи мы писали и сами. И даже у разгильдяев порой попадались маленькие шедевры.
Под самый конец 9-го мы вместе с одноклассницей замахнулись на венок сонетов и таки сумели его написать!
А при переходе из третьего класса в пятый, Е.В. подарила мне «Игру в бисер» Гессе! Очевидно, подозревала, что семена упадут в благодатную почву.

В 99-м родители взбунтовались: «Школа общеобразовательная, а вы так мучаете наших детей русским и литературой! Мы требуем обычного учителя!»
И обычного учителя дали. 3/4 класса перешли на стандартную программу.
С Е.В. осталось человек семь, включая ВПС.

Увы, через пару лет и эту лавочку прикрыли — на фоне объединения параллельных классов, к «обычной учительнице» перевели и всех остальных.
Стоит ли говорить, как люто она ненавидела отщепенцев, не захотевших идти в её группу с самого начала? При грамотности, близкой к идеальной, бывали дни, когда я получал по пять двоек в день. Но оценки меня уже не волновали.

* * *

Стоит упомянуть и о классном руководителе, который подхватил нас после начальной школы.
Это была жена директора, учительница физики и астрономии. Не сказать чтобы особенно выдающийся педагог; но человек неплохой.
Ей, помимо прочего, принадлежит высказывание «Сколько же, Холопов, в тебе желчи!» — гены тролля в молодом растущем организме были заметны уже тогда.

На протяжении 7 лет мы регулярно пикировались на предмет: «Да ты вообще к нам не должен ходить; ты в другом микрорайоне живёшь!» — «Ну давайте, выгоните меня, кто вам будет места на олимпиадах выигрывать?!»
Крыть ей было нечем. А когда я выяснил, что школа таки относится к моему микрорайону, хоть и расположена далеко от дома, — спор обрёл своего законного победителя.

Физику, как таковую, я в школе не особенно любил — куда больше предмета мне нравился кабинет с обилием приборов и приспособлений.
Но, уже зная, что буду поступать в Бауманку, сдал по выбору и её и астрономию.

* * *

Чудесной была и преподавательница химии, Э.К. То была учительница старой закалки, прошедшая Дворец Пионеров и обладавшая стальным взглядом. Перечить ей не рисковали даже самые дерзкие.
Она разрешала пользоваться учебниками и тетрадями даже на контрольных, считая, что «если ты знаешь откуда списать — это уже как минимум тройка».
Четверок и пятерок почти не было. Случалось, я приходил из школы и часами мучил мать, бывшую учительницу химии, в тщетных попытках разобраться с бензоловыми кольцами и свойствами метилкарбинола, окромя очевидных ;)

* * *

Учительнице истории было абсолютно пофиг, насколько хорошо ты знаешь материал. Если ты рассказывал его своими словами, тройка — лучшее, на что можно было расчитывать.
Вопросы в контрольных работах звучали не так: «Расскажите об особенностях французской революции», а вот так: «Назовите девять признаков французской революции». И не дай тебе бог назвать десять или, объединив два в один, восемь! Всё та же тройка в лучшем случае.

* * *

Учительница математики была чудесна. В меру добра, в меру строга и вполне готова помочь отстающим. Иногда пинала меня за то, что класса после 8-го домашние работы я не делал в принципе, но поскольку материал я знал на «Отлично» — старалась не придираться без лишней нужды.

* * *

Биологичка, наоборот, когда-то была младшей коллегой матери и считала, что знать её предмет — мой священный долг.
Ботанику (в отличие от Анатомии и Экологии) я никогда особенно не любил, но поскольку к доске вызывали регулярно — вызубрил, что уж тут было делать. А вот zealot_ilyaИлюхе, по-моему, она отлично давалась и без лишней подготовки.

* * *

Уже с первого года учёбы в сетке предметов были информатика и английский язык.
С первой у меня не было проблем отродясь (после школы я с удивлением узнал, что учительница заняла с моим QBASIC-проектом одно из призовых мест на городской олимпиаде), а вот второй, смешно вспомнить, класса до пятого не давался.
Потом пошли компьютерные игрушки без локализации и Толкиен в оригинале — уровень языка стремительно попёр ввысь. Тут подоспело и разделение класса на сильную и слабую группы. Нам попалась исключительно добрая учительница и весьма интересные учебники, где среди прочего попадались, например, тексты Брэдбери в оригинале.

Оба предмета оказались более чем полезными в жизни. Информатика определила мою первую профессиональную ступеньку и выросла в три года работы сисадмином, а Английский дал возможность подрабатывать переводчиком.

* * *

Физкультуру я в школе не любил.
Занимался карате, плаванием и баскетболом (в секциях), волейболом (с друзьями по лагерю), большим теннисом и скалолазанием (с тренером), но физкультура как предмет была мне глубоко противна.
Не в последнюю очередь — благодаря отвратительному преподавателю, умевшему создать атмосферу уныния и бесполезности занятий.
В последних классах я её и вовсе прогуливал. Этот факт особенно забавен для тех, кто знает, с каким рвением я охраняю даже от пьянок свой текущий график «тренажерный зал — не реже трёх раз в неделю».

* * *

Учительница ИЗО, МХК и черчения была истеричной стервой. Иначе не скажешь.
К сожалению, и предмет она свой знала, и к занятиям готовилась как надо, но приходящей с возрастом выдержки и умения держать класс в узде ей сильно не хватало. Малейший шум мог вывести её из себя, спровоцировать пятиминутную лекцию о том, какие все козлы, и остаток урока класс сидел, рисуя на полях тетрадки какую-нибудь чушь. Нескольких человек от её предметов даже отстранили. Не думаю, впрочем, что ребята сильно огорчились.


Вот такие занятные преподаватели окружали меня в школе. Это, конечно, не полный список, но самый... «цветастый», что ли.
Хочется верить, что современным школьникам в этом вопросе повезет не меньше!

Учителя — это вообще одна из самых лучших вещей, которые могут случиться с нами в жизни.
Поэтому chiffaalice и всех остальных учителей в ленте — с проф-праздником!
Пусть ваши ученики ведут себя как угодно, лишь бы мозги у них в голове работали как надо :)
Tags: история, прекрасное, хорошие люди
Subscribe

  • Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?

    Как мне тактично намекнули, машиной и роялем я за последний месяц достал всех и каждого (а кого не достал — основательно помучил), поэтому напишу про…

  • Cabin in the woods

    Пара слов про «Хижину в лесу», для тех, кто её еще не посмотрел. ИДИТЕ И СМОТРИТЕ, БЛЕАТЬ! НУ ЧО ВЫ, А? ЭТО Ж ДЖОСС!

  • Признание

    Чего мне только про неё не говорили! — Она для тебя старовата; уж ты-то с лёгкостью найдёшь себе другую, помоложе! — Тебя не смущает, что она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?

    Как мне тактично намекнули, машиной и роялем я за последний месяц достал всех и каждого (а кого не достал — основательно помучил), поэтому напишу про…

  • Cabin in the woods

    Пара слов про «Хижину в лесу», для тех, кто её еще не посмотрел. ИДИТЕ И СМОТРИТЕ, БЛЕАТЬ! НУ ЧО ВЫ, А? ЭТО Ж ДЖОСС!

  • Признание

    Чего мне только про неё не говорили! — Она для тебя старовата; уж ты-то с лёгкостью найдёшь себе другую, помоложе! — Тебя не смущает, что она…